Возрастные особенности детей раннего возраста

 

Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с детьми в этот период настолько значительны, что психологи считают этот возраст базовым в развитии психики человека.

 

Общение детей

Общение со взрослыми

Основным в развитии ребнка этого возраста - является совместная деятельность со взрослым на правах сотрудничества. Ребенок научается от взрослого способам употребления предметов. Малыш не способен самостоятельно “открыть” функции предметов, только взрослый может показать их малышу. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился с ними действовать так, как это принято в обществе.

Предметная деятельность ребенка – это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному. Взрослый постепенно становится образцом действия, с которым ребенок себя сравнивает.

Овладев способом действия с предметом, ребенок переносит эти действия на другой предмет, из одной ситуаии в другую, в итоге появляется игровая деятельность. Например научившись пользоваться ложкой, ребенок переносит это умение в игровую ситуацию – кормит куклу палочкой, замещающей ложку.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Если отношения ребенка со взрослыми носят эмоционально положительный характер до 18 месяцев, и дети отличаются надежной привязанностью, то позднее (в 2-5-и летнем возрасте) эти дети более умело обращаются с игрушками, более свободно общаются со сверстниками, чем другие малыши. Эти дети отличаются более высоким уровнем развития познавательных процессов.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности.

Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его еще очень велика. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать, что дети второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» чаще остается без внимания. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними.

Общение со сверстниками

Общение ровесников складывается позже, чем общение со взрослыми. В 1,5 года у детей проявляется интерес и внимание к сверстнику. Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Подчас он действует с другим ребенком как с игрушкой: хватает ровесника за волосы, трогает за нос, хлопает по лицу. Его совершенно не интересуют сопротивления «игрушки». Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. После полутора лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Они начинают бояться незнакомых детей: перестают играть, прячутся за маму и даже плачут. К 2 – 2,5 годам тревога при встрече других детей проходит.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет. К концу второго года жизни дети вступают в совместную игровую деятельность.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, т. к. в этом случае дети будут любыми способами стараться привлечь внимание взрослого на себя.

Познавательные процессы

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия.

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, т. к. оно является доминирующей функцией сознания. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению и выполняет действия без предварительного примеривания. Поэтому в возрасте 2,5-3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. В процессе знакомства со свойствами предметов ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать вопросы.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба позволяет ребенку расширить круг своего внимания и открывает перед ним большие возможности, теперь он сам выбирает объект для своего внимания. Знакомясь с большим количеством новых предметов, ребенок совершенствует способность переключать и распределять внимание. В процессе освоения речи ребенок фиксирует внимание не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научится выполнять краткие инструкции взрослого Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующем его действии 8-10 минут. Но дети все еще часто отвлекаются на предметы, попавшие в поле зрения ребенка. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно волновать взрослых, т. к. она связана с высокой познавательной активностью ребенка. Для повышения концентрации внимания у ребенка, можно обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующей его в данный момент.

Память ребенка раннего возраста связана с его активным восприятием – узнаванием. На втором году жизни память отделяется от восприятия, ребенок способен воспроизводить объект, не находящийся в поле его зрения.

Мышление. Главную роль в его развитии играет предметная деятельность. Мышление в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. Накопление опыта действия с предметами приводит к пониманию ребенком способа действия (пытаясь включить свет, полуторагодовалый ребенок, немного подумав, придвигает стул). К трем годам ребенок начинает использовать заместители в игре, что является доказательством протекания мыслительного процесса.

Эмоциональное развитие

В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, страх, стыд, гнев и другие. Ни одну из них нельзя назвать «хорошей» или «плохой», т. к. каждая из этих эмоций чему-то учит ребенка. Задача взрослых – научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих людей.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. В этом возрасте он наиболее непосредственен в выражении своих чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка повышена потребность в признании окружающих, и в первую очередь родителей. Для них очень важен в этом возрасте эмоциональный контакт с матерью, который может быть нарушен, если мать излишне принципиальна, поступает слишком рационально, без души, хотя и правильно. К нарушению эмоционального контакта приводит и то, что (по молодости лет) мать не испытывает материнского чувства к ребенку. Даже если впоследствии это чувство сформируется, может быть поздно, т. к. у ребенка уже пройдет пик эмоционального развития, и он не испытает «ответной любви». Эмоциональное неприятие каких-либо нежелательных, с точки зрения матери, черт ребенка также может стать причиной нарушения эмоционального контакта.

Проблема эмоционального контакта с отцом (особенно у девочек) может быть вызвана тем, что он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком.

Таким образом, характер взаимоотношений ребенка с родителями влияет на его эмоциональное развитие. Однако любовь близких людей не должна носить обусловленный характер, но и безусловной любви ребенку уже мало – он требует непосредственного участия родителей в его делах и доказательства их любви и заботы.

Общение ребенка со сверстниками также влияет на эмоциональное развитие ребенка. Дети, посещающие детский сад, имеют большой опыт такого общения, хотя и не всегда конструктивного. Им свойственно более частое проявление отрицательных эмоций, т. к. малыши в яслях часто ущемляют интересы других детей. Это происходит потому, что дети в этом возрасте ориентируются на свои желания, не учитывая желаний других. Ребенок не умеет сопереживать другим людям, эта способность формируется только в дошкольном детстве. Но уже в раннем возрасте родители могут подготовить базу: говорить с малышом о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоции. Им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния переходящие и неустойчивые.

Родители заранее должны быть готовы к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойными, отвечать без излишних эмоций). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

Для детей 2-2,5 лет, которые входят в период кризиса 3-х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата.

Физическое развитие

Наиболее интенсивное физическое развитие ребенка характерно для первого года его жизни. Психологи отмечают, что если в этот период ребенок не получает правильного ухода и помощи от взрослого, то его дальнейшее развитие затрудняется. Примером может послужить развитие «дитя - Маугли», детей из неблагополучных семей.

Физическое развитие детей второго года жизни проходит уже не так интенсивно. Первое полугодие второго года жизни ребенка характеризуется высокой двигательной активностью, но еще недостаточной координацией движений. Научившись ходить, малыш еще не всегда умеет вовремя обойти препятствия, избегать столкновений с каким-либо предметом или с ребенком. К полутора годам он уже умеет взбираться на лесенку, бросать большой мяч, ходить по ограниченной площади. Периоды бодрствования увеличиваются до 4 – 4,5 часов.

Во второй половине второго года жизни ребенка резко повышается работоспособность нервной системы, и периоды бодрствования уже достигают 5 часов. Малыш уже умеет не только ходить, но и бегать, подпрыгивать, бросать мяч в цель. совершенствуется развитие пальцев рук, и ребенок уже пытается рисовать, расстегивать одежду.

На третьем году жизни ребенок становится еще более выносливым, т. к. совершенствуется деятельность всех органов. Но дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, устают от однообразной деятельности. У ребенка увеличивается длина шага, но еще не всегда согласованы движения рук и ног. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, завязать узелок на ботинках. Непрерывно бодрствовать он уже может до 6 – 6,5 часов.

Физическое развитие ребенка – это не только прибавка в росте и весе, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом4 это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие его взрослые помогают ребенку освоить эти навыки и умения, малыш будет быстро развиваться.

Развитию крупной моторики будут способствовать игры на полу, ползание, лазание, игры с мячом, с крупными блоками, манипулирование различными (может быть хозяйственными) предметами.

Мелкую моторику помогут развить раскрашивания, головоломки с крючками, одевание и раздевание кукол (и себя), складывание пирамидок, мозаик, игры с мелкими игрушками, лепка из теста и пластилина, работа с пинцетом, с бельевыми прищепками, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулок шишек листьев и мелких камушков.

Движения ребенка 1-3лет еще несовершенны. Он лучше понимает то, что находится у него перед глазами. Взрослому нужно выполнять все действия вместе с ребенком и новые, и уже знакомые малышу. Сначала ребенок, повторяя за взрослым какое-либо действие, может воспроизвести его лишь частично, т. к. координация еще недостаточно развита. Но за счет способности к подражанию малышу удается повторить показанное действие. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Удачи и терпения вам.

Ведущие достижения в раннем детстве

Ø  Складывается предметная деятельность.

Ø  Развивается общение со взрослым.

Ø  Зарождается общение со сверстниками.

Ø Возникают предпосылки к игровой и продуктивной деятельности.

Ø  Возникает гордость за свои достижения, сознание “Я сам”

Ø  Формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок, манипулируя с предметами самостоятельно “находит” способы действия с ним. (Перенося воду из одной миски в другую дырявым предметом, ребенок случайно закрывает пальцем дырку и усваивает для себя принцип действия).

Ø  Выделяет свойства предмета (большой-маленький; круг-квадрат; красный – желтый и т. д.). Сопоставляет большие и маленькие предметы (большой кукле дает большую тарелку, а маленькой – маленькую). Собирает пирамидку из 3-4 колец; матрешку 3-4-х составную; картинку из 2-х частей. Сопоставляет 2-4 цвета.

Ø  В речи появляются фразы, не всегда правильно грамматически оформленные. Появляются вопросы “почему”, “кто”, “что”. Понимает, чего он хочет, чего боится и т. д., перестает говорить о себе в 3-м лице (Катя хочет кушать).

Ø  Моторика: ребенок начинает рисовать. Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги. Ловит мяч двумя руками и прижимает к себе. Моет и вытирает лицо и руки. Застегивает пуговицы.

Ø  В игре начинает использовать предметы – заместители (кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку и т. д.). Строит несложные постройки: башню из 6-8 кубиков, воротца, мостик, стул, диван и т. д.

Ø  В общении стремится к контакту с некоторыми детьми. Воспринимает взрослого как некоторый эталон поведения и стремится подражать ему. Повышается его “управляемость”.

(По материалам книги Г. А.Широковой «Справочник дошкольного психолога»)