Направление «Психологическое просвещение»

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

Психологическое просвещение направлено на формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии.

Таким образом, для реализации данного направления работы проводятся:

1. Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов, консультаций и др. форм по темам:

- Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

- «Дети с ОВЗ» (дети с ЗПР)

- «Дети с ОВЗ» (с тяжелыми нарушениями речи)

- «Дети с ОВЗ» (дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

- «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»

- «Агрессивные дети»

- «Дети с СДВГ» и др.

2. Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей по темам:

- Адаптация ребенка к ДОУ.

- Кризисы дошкольного возраста.

- Как подготовить ребенка к школе?»

- «Первый класс – это серьезно»

- Психологическая готовность к обучению в школе и др.

Направление «Психологическая профилактика»

Цель психопрофилактической работы состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер посредством создания благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Для достижения данной цели организовано взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а именно:

  • создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;
  • профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
  • развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
  • психологический анализ образовательной и детской деятельности.

Таким образом, для реализации данного направления работы в течение года проводятся:

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с педагогами в форме семинаров, тренингов, практикумов, деловых игр, консультаций и др. форм по темам:

- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

- Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

- Организация работы с дошкольниками с различными особенностями

- Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.

- Профессиональный и личностный рост педагога.

- Как справиться со стрессом?

- Саморегуляция эмоционального состояния педагога.

- Оптимизация психологического здоровья педагогов

- Психологическая безопасность в ДОУ.

- Закономерности и условия благоприятного психического развития ребенка

- Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье. Признаки жестокого обращения и последующие действия педагога и др.

 

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, лекций, бесед, консультаций с использованием буклетов, памяток, рекомендаций, стендовая информация и пр. по темам:

- Роль семьи и внутрисемейных отношений в развитии личности ребенка.

- Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

- Зачем нам психолог?

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с воспитанниками в форме развивающих занятий, проведения игровых упражнений:

- На развитие эмоциональной сферы

- На развитие коммуникативной сферы

- На развитие познавательной сферы

- На сохранение психологического здоровья

 

Все направления психолого-педагогического сопровождения отражены в годовом плане педагога-психолога на учебный год.