Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Он должен уметь конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, адекватно реагировать на успехи и неудачи, самостоятельно ставить цель, планировать и анализировать свою деятельность. Современный детский сад осуществляет развитие ребенка не через учебную деятельность, а через игру. Такова специфика психического развития дошкольника. Ведущей деятельностью ребенка является именно игра. А родители должны стать активными участниками образовательного процесса.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер)

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, психологи имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой и эмоциональной.

Дети должны иметь навык вхождения в контакт со сверстниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.  Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ  о школе, об учителях, о знаниях. 

Мотивационная подготовка:

Воспитатели:

  • формирование правильного отношения к школе, обучению, учителю;
  • желание трудиться;
  • создание интереса к знаниям; к книге;
  • стремление познавать новое, приобретать знания;
  • экскурсии в школу.

Родители:

  • приведение положительных примеров из собственного опыта –для чего нужно учиться в школе;
  • чтение художественной литературы;
  • выполнение с детьми несложных заданий.

Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Придя в первый класс, он уже не может занять то же положение среди сверстников, которое имел до школы в привычном детском коллективе. Говоря об интеллектуальной готовности, важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе, как думают многие родители. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Достигает он этой способности только тогда, когда с ним систематично занимаются. Причем, не специально обучая, а в ходе общении.

Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Интерес - главное в общении. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ходить в школу и учиться - большая разница.

Как пишет детский психолог Л. А. Венгер, «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого нужно читать с дошкольником книжки, а потом пересказывать содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова.

Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание.

Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение). В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа - готовность следовать всем этим требованиям характеризует волевую готовность. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. А укрепить волевое знание о себе может помочь игра. Через игру процесс подготовки к школе станет занимательным и полезным. Для ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. 

Воспитание воли:

Воспитатели

  • Через игру
  • трудовые поручения
  • игры-драматизации
  • заучивание стихотворений
  • практические действия на занятиях
  • ремонт книг
  • занятия

Родители

  • игры с конструктором
  • игры «Пазлы»
  • труд в огороде, дома
  • рассматривание интересной книги
  • просмотр детских передач

Подготовка ребенка к школе - дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться, прежде всего, системным и комплексным развитием всех психических сфер ребенка. И еще хочется добавить, что подготовка ребенка к школе начинается с подготовки родителей, которые ответственны за этот нелёгкий шаг. Если родители не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка и неправильно организуют работу по подготовке к школе, то рискуют отбить у ребенка охоту учиться и подвергнуть опасности как свою, так и его нервную систему.

Личностная готовность - это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Однако ребёнок 6-7 лет ещё дошкольник, и главное чем он живёт - игра. Она самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей. В последние годы игра вытесняется из детского сада учебной деятельностью. Но, как это не парадоксально, именно благодаря игре ребёнка можно подготовить к школе. Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, в активных движениях, в общении.

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать, пока сам работает над своим воспитанием». (А. Дистервег).

Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем это взаимодействие рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

Можно выделить два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно организовать компактно, но эффективно.

В работе с родителями по подготовке детей к школе можно использовать: 

1. Анкетирование, тестирование

  • Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»; 
  • Выявление особенностей воспитания детей в семье; 
  • Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?; 
  • Определение типа детско-родительских отношений (педагог-психолог); 

2. Беседы, консультации, рекомендации.

  • Индивидуальные беседы; 
  • Рекомендации по изучению педагогической литературы;
  • Рекомендации по использованию методических пособий;
  • Консультации  по вопросам развития детей и воспитания;
  • Консультации специалистов ДОУ.

Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.

  • Адаптация к школе; 
  • Скоро в школу;  
  • Как развивать самостоятельность ребенка; 
  • Играя – познает мир; 
  • Как научить ребенка общаться и др. 

3. Организационные мероприятия.

  • День открытых дверей; 
  • Родительские собрания по проблемам воспитания детей; 

4. Выставки.

  • Выставки детского творчества; 
  • Выставки творчества взрослых

5. Наглядность.

  • Рекламно-информационный стенд;
  • Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
  • Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
  • Подарки и приглашения к праздникам; 
  • Газета для родителей «Скоро в школу».

6. Организация праздников и развлечений.

  • Подготовка детей;
  • Изготовление костюмов и атрибутов;
  • Участие в спортивных развлечениях;

7. Помощь группе.

  • Оформление развивающей среды; 
  • Изготовление пособий и атрибутов для занятий;
  • Ремонт мебели и оборудования;
  • Организация экскурсий