Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психологическом развитии детей.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков развития детей, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения ООП ДОУ, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Направление реализуется в ДОУ через развивающие и коррекционно-развивающие программы:

  • Групповая развивающая программа «Волшебная страна эмоций» по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности (октябрь-декабрь) - 2 подгруппы.
  • Групповая развивающая программа «Волшебная страна эмоций» по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет (старшая подгруппа разновозрастная группа) (октябрь – декабрь) – 1 подгруппа.

Цель программы «Волшебная страна эмоций»: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями: радостью, грустью, злостью, страхом, удивлением.
  2. Научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное.
  3. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся от­рицательные эмоции (страх, гнев и др.), препятству­ющие его полноценному личностному развитию, научить выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжени
  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

Количество детей па занятиях не должно превышать 6-8 человек, поэтому занятия проводятся по подгруппам. Частота занятий - 1 раз в неделю. Количество занятий - 12.

  • Групповая коррекционно-развивающая программа «Познавай-ка" по развитию познавательных способностей детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (январь – май) – 2 подгруппы.

Программа развивающих занятий направлена на детей с ОВЗ с ТНР старшей группы компенсирующей направленности. Данные дети с ОВЗ нуждаются в проведении развивающих занятий по развитию познавательных процессов, в расширении кругозора и словарного запаса, в развитии речи и мелкой моторики.

Цель: развитие познавательных процессов у детей с ТНР

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательных процессов:

  • Мышления (мыслительных операций, скорости, гибкости, сообразительности)
  • Внимания
  • Памяти
  • Восприятия

2. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения объяснять, рассуждать.

3. Способствовать развитию мелкой моторики.

4. Способствовать развитию коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений детей с ОВЗ с ТНР со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогом.

Программа состоит из 29 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляет не более 25 минут. Количество человек в группе – не более 8 детей.

 

  • Групповая коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу» по развитию познавательных способностей детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (январь-май) - 2  подгруппы.

Цель программы «Скоро в школу»: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательных процессов:

  • Мышления (мыслительных операций, скорости, гибкости, сообразительности)
  • Внимания
  • Памяти
  • Восприятия

2. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения объяснять, рассуждать.

3. Способствовать развитию мелкой моторики.

4. Способствовать развитию коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогом.

Программа состоит из 12 занятий, которые проводятся с января месяца, один раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут. Количество человек в группе – 6 - 10 детей.

 

В течение учебного года разработываются и проводятся индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы по развитию познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы с детьми с ОВЗ и детьми «группы риска» (по результатам ПМПк).

Результаты коррекционно-развивающей работы отслеживаются посредством диагностических исследований в динамике.

Данное направление включает широкое применение разнообразных видов игр и методов, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии.

Программное обеспечение и пособия коррекционно-развивающего направления

 

Развития эмоционально - волевой, личностной, коммуникативной сферы

 

 

Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7летв детском саду. Учебно-тематический план, конспекты занятий, развивающие игры. –Ярославль: «Академия развития», 2009.

Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»– СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.;

Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет - СПб.: «Речь», 2012.;

Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника» - М: «Генезис», 2013.

Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка. – СПб: «Речь», 2011.

УхановаА.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб: Речь; М.: «Сфера», 2011.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: «Просвещение», 1990.

Рябцева С.В., Свиридова И.В. «Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: «Скрипторий 2003», 2011.

 

Развитие интеллектуальной, познавательной сферы

 

Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7лет в детском саду. Учебно-тематический план, конспекты занятий, развивающие игры. –Ярославль: «Академия развития», 2009.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей»– М.: Издательство «Ось» - 89», 2003.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения а. – М., 1996.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. М.: «Академический Проект», 2000.

Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2010.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.