Направление «Психологическая диагностика»

В соответствии с ФГОС оценка индивидуального развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов, проводиться по необходимости (по запросу участников образовательных отношений), с согласия родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Цель психологической диагностики – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамики процесса из развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения полного личностного развития.

Диагностическое направление включает:

определение причин нарушений в обучении, поведении и в психическом развитии воспитанников;

• выявление индивидуальных психологических личностных особенностей (по запросу педагогов и родителей в течение года);

• определение степени психологической готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению (воспитанники подготовительных групп 6-7 лет – начало и конец года);

• оценка межличностных отношений дошкольников, дошкольников и педагогов, дошкольников и родителей (по запросу администрации, педагогов и родителей в течение года);

• экспертная работа - анализ образовательной деятельности, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах ДОУ, совместная работа со специалистами ДОУ (учитель-логопед, социальный педагог, учитель – дефектолог и др.).

В качестве методов диагностики применяются: наблюдение; анкетирование; беседа; тесты; экспертная оценка.

 

Используемые психодиагностические комплекты

 

Перечень программ, технологий, пособий

 

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет.– М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: Иматон, 1999

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Серия «Учебное пособие». – СПб.: Питер, 2004.

Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014.

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: Педагогічна преса, 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.

Павлова Н.Н., Руденко, Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.

Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2010.

Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Владос, 2001.

Варианты диагностического минимума педагога-психолога

Изучаемый параметр

Методика

Источник

Воображение, моторика

Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур»

Психолог в детском дошкольном учреждении; методические рекомендации к практической деятельности/ под ред.Т.В. Лаврентьевой. М., 1996

 

«Лабиринт» (А.Л. Венгер)

«Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

Логическое мышление

Бернштейн А.М. «Последовательность событий»

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Серия «Учебное пособие». – СПб.: Питер, 2004.

Белопольская Н.Л Исключение предметов «Четвертый лишний»

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.

Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014.

Речь

«Составь рассказ» «Последовательность»

«Произвольное владение речью»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: Иматон, 1999.

Память

Лурия «10 слов

Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Владос, 2001.

Внимание

Эльконин Д.Б. «Графический диктант»

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: Иматон, 1999.

Тест Бендера

 

«Шифровка» (Д. Векслер)

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностикадошкольника. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

«Найди и вычеркни»

Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Владос, 2001.

Половозрастная идентификация, самосознание

Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М., 1995.

 

Самооценка

Хухлаева Л. «Лесенка»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М.,1998.

Мотивация

Тестовая беседа (Банкова С.А.)

Посевина Г.П., Король.Л. Программа адаптации детей 6-7 детей к школьной жизни «Радость познания», Ростов-на- Дону, 2001.

Д.В.Солдатов «Мотивационные предпочтения» (МП)»

Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995.

Методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых)

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2014.

Произвольность

Гуткина Н.И. «Домик»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психоогической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993.

Эмоционально- волевая сфера

Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методика "Кинотеатр"

Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2004.

«Уровень агрессивности ребенка”(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1994.

Графическая методика “Кактус”

Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2004.

Методики: «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок человека» (К. Маховер), «Рисунок семьи»,

«Два дома»

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Игра

Эльконин Д.Б. Критерии развития игровой деятельности

Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999.

Коммуникативная сфера

«Картинки» (Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина)

БаландинаЛ.А.и др. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка. Изд.: «Феникс», 2005.

       Психодиагностические методики (ссылка)