Адаптация ребенка к ДОУ

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положитель­ную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Эмоциональное общение с каждым ребенком обя­зательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую интонацию

В период адаптации особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, соблюдению правил поведения, игровой активности - это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.

Учитывая полученные результаты педагогам обратить особое внимание на детей с усложненной адаптацией. Для них необходимо повышенное внимание, тактильные поглаживания, необходимо охранять нервную систему таких детей, окружить их любовью.

Для коррекции эмоционального состояния детей с тяжелой адаптацией педагогам желательно использовать прослушивание музыки, рисование, лепку, релаксационные игры, пальчиковые игры, психогимнастику.

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода

• возраст ребёнка

• состояние здоровья

• уровень развития

• личностные особенности

• умение общаться с взрослыми и сверстниками

• сформированность предметной и игровой деятельности

• приближенность домашнего режима к режиму детского сада

• сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

• готовность родителей к пребыванию ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

• шумовой фон в группе детского сада

• организация предметно - развивающего пространства группы и участка детского сада

• стабильность воспитательского состава

• компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников

Психическая адаптация – перестройка динамического стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки.

Социальная адаптация – установление оптимального взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы, овладение новыми средствами и новым образом действия; вхождение в ролевую структуру группы

Для того чтобы ребёнок смог адаптироваться, а не просто привыкнуть к детскому саду, необходимо помимо музыки, ароматерапии, массажа, игротерапии и т. п. проведение специальных педагогических и психолого-педагогических мероприятий.

РЕБЁНОК ощущает себя в безопасности, находясь рядом со своим близким и значимым взрослым, с которым он прожил вместе первый год своей жизни. Поэтому адаптация дошкольному учреждению проходит легче в том случае, если ребёнок первое время ходит в детский сад со своей мамой или бабушкой. В дошкольном учреждении для ребёнка практически всё новое. Он приспосабливается к новой обстановке, к новым людям, к новому режиму дня, питанию и многому-многому другому. Но главное помочь ребёнку свыкнуться с мыслю, что он будет жить один в этом новом для него мире.

Вначале идёт сравнение того, что ребёнок ожидает встретить или увидеть в детском саду, с той реальной действительностью, с которой он сталкивается, приходя в группу детского сада. От того, насколько соответствую, они друг другу, во многом зависит и характер адаптации.

Дети раннего возраста играют «рядом», а не «вместе». Пока ещё взрослый нужен ребёнку больше, чем его же сверстник. В первые дни дети практически не общаются сами, а наблюдают за поведением других детей и взрослых. Деятельность их большей частью хаотична и непродуктивна. Большую часть времени они присматриваются и прислушиваются, находясь в состоянии временной растерянности. Они мало говорят, не очень чётко воспринимают то, что говорят им другие ребята и взрослые. При этом дети легче воспринимают невербальные сигналы – интонацию говорящего, его мимику и жесты, нежели словесные инструкции.

С целью индивидуального подхода к каждому ребёнку целесообразно предложить родителям ответить на ряд вопросов, касающихся наследственной предрасположенности, особенностей роста развития, привычек, поведения и характера домашнего воспитания их ребёнка.

Как знакомить с детским садом и правилами жизни в нём?

Чем больше ребёнок будет знать о дошкольном учреждении, чем лучше будет знаком, тем легче пройдёт его период адаптации. Ребёнка следует познакомить со всеми помещениями группы. Доброжелательно и спокойно рассказать ему, для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

Что делать, когда «новенькие» капризничают? Малыши в период адаптации капризничают и плачут. Это «заразное» явление. От одного ребёнка «цепная реакция» может охватить почти всю группу. В этих случаях одного постоянно плачущего ребёнка можно попытаться временно изолировать от группы. Свободный воспитатель или младший воспитатель, медицинская сестра, индивидуально занимаясь, могут поводить ребёнка по детскому саду, показать ему уголок сказок, музыкальный, спортивный зал, комнату детского творчества, какие-либо другие помещения, где можно спокойно посидеть и поговорить с ребёнком.

Следует снизить уровень требований, не ругать и не наказывать ребёнка. Лучше не сравнивать его самого, его поступки с другими детьми. Чем спокойнее вы отнесётесь к его капризам, чем доброжелательнее к нему будете, тем быстрее он преодолеет свою «капризность»

В первые дни время пребывания ребёнка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребёнка на дневной сон, если он ещё не привык к группе.

Детей целесообразно забирать до обеда и дневного сна. Постепенно время пребывания в группе можно увеличивать.

Не следует разрешать родителям сидеть в соседнем помещении. От этого дети часто нервничают ещё сильнее. Кому из родителей можно находиться в группе, а кому нет, должен решать сам воспитатель, так как воспитателю приходится отвечать за порядок и психологический комфорт в группе.

В первые дни следует предлагать ребёнку помощь и оказывать её, когда нужно ребёнку. Если ребёнок не умеет или не хочет, например, сам одеваться, ему следует помочь, сказав, что в детском саду принято одеваться самим, я буду тебе помогать, но скоро ты сам научишься это делать. Воспитателю всегда необходимо помнить, что для младших дошкольников нужно регулярно повторять последовательность операций при различных видах деятельности. Обучение проходит успешно при совместных видах деятельности.

Старайтесь добиваться хороших доверительных отношений с ребёнком. Помните, что это от этого во многие зависит характер адаптации. Если воспитатель будет ребёнку нравиться, то многие проблемы, связанные с приходом в детский сад, будут сняты.

Важно, чтобы воспитатель помог ребёнку не только познакомиться со всеми детьми группы, но и организовал такие виды совместной деятельности, которые помогли бы ребёнку почувствовать себя членом коллектива сверстников.

Общие организационные рекомендации

Очень важно – обеспечить атмосферу психического комфорта и эмоционального благополучия. А для обеспечения физического комфорта в группе должно быть тихо, тепло, светло и чисто. Одежда детей должна быть лёгкой и просторной. Следует предлагать и настаивать на том, чтобы родители приносили на смену хлопчатобумажную одежду. Одежда и обувь из натуральных волокон является экологически чистой. Через них кожа дышит, не происходит перегревания или переохлаждения.

При организации сна нужно следить за тем, чтобы помещение было проветрено.

В период адаптации аппетит в норме обычно бывает снижен, не нужно принуждать ребёнка есть, доедать всё до конца, если он что-то не доел. Ребёнку младшего возраста можно предложить помочь есть, если у него ещё недостаточно сформирован навык самостоятельной еды.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положитель­ную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Эмоциональное общение с каждым ребенком обя­зательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую интонацию.

Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.

В период адаптации особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, соблюдению правил поведения, игровой активности - это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.

Учитывая полученные результаты педагогам обратить особое внимание на детей с усложненной адаптацией. Для них необходимо повышенное внимание, тактильные поглаживания, необходимо охранять нервную систему таких детей, окружить их любовью.

Для коррекции эмоционального состояния детей с тяжелой адаптацией педагогам желательно использовать прослушивание музыки, рисование, лепку, релаксационные игры, пальчиковые игры, психогимнастику.

 

Какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?

  • Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя.
  • Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
  • Называть ребенка ласковым именем, как дома.
  • Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
  • Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
  • При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
  • Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, памперс, бутылочка).
  • Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
  • Использование игр на сближение детей друг с другом.
  • Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.